Источник http://www.shael-teke.com/web....ocument АХАЛТЕКЕ — ПОСЛЕДНИЕ КАПЛИ ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА
THE AKHAL-TEKE, THE LAST DROPS FROM THE SOURCE
Холодная война» и «железный занавес», отгородившие шестую часть мира, нанесли огромный ущерб как Востоку, так и Западу, в том числе и в области коневодства. Так получилось, что древнейшую чистокровную породу лошадей, начало начал в культурном коннозаводстве мира, любители лошадей за пределами «Российской империи» заново открывают лишь сейчас. Её название – АХАЛТЕКЕ – происходит от создавшего её племени «Теке» и оазиса «Ахал», расположенного в предгорьях Копет-Дага на юге Туркменистана.
История породы также самобытно и неповторима, как самобытна и неповторима своеобразная красота ахалтекинского скакуна. Сохранившиеся описания и изображения рисуют нам, уже к концу III-го началу II-го тысячелетия до н.э. среднеазиатских коней сухими и стройными, с высоко поставленной шеей, лёгкой головой, преимущественно золотистой масти. Видимо уже дикий предок ахалтекинской лошади значительно отличался от дошедшей до нас лошади Пржевальского и сравнительно недавно исчезнувшего тарпана. Сухой континентальный климат Средней Азии с малоснежными зимами, обширные пастбища высокоценных трав (Средняя Азия – родина люцерны!) способствовали формированию относительно крупной быстрой лошади, менее зависимой от способности накапливать жир для суровой зимы, имеющей решающее значение в борьбе за существование в более северных степях.
Из знаменитых своих коневодством среднеазиатских стран с древнейших времен были известны Хуталь, «золотистоконная» Бактрия, но особенно – страна массагетов, народа, жившего непосредственно на территории Туркмении. По Геродоту массагеты обладали самыми лучшими лошадьми и уже в те времена эти лошади оказывали улучшающее влияние на коневодство близких и далёких стран. Персидский царь Камбиз, завоевавший с помощью массагетской конницы Египет, оставил часть её в качестве оккупационных отрядов. По-видимому, донгольская лошадь Северной Африки имеет в себе не мало крови оставшихся в Египте массагетских скакунов. Явное экстерьерное сходство донгольской лошади с ахалтекинской просматриваются до сих пор.
Китайские императоры также понимали кое-что в лошадях. За «небесными» и «божественными» среднеазиатскими скакунами «сыны неба» неоднократно посылали военные экспедиции. Старались не отстать от них и их северные соседи. Ярчайшее тому подтверждение – находка в вечной мерзлоте алтайских курганов (Пазырык) золотистых боевых коней в могиле скифского вождя.
Древние греки близко столкнулись со среднеазиатскими лошадьми в связи с нашествием персов. Лошади персидской конницы, лучшие отряды которой состояли из массагетов, намного превосходили греческих коней. И несколько позднее, во времена Александра Великого лучших коней он встретил опять в Средней Азии. Как писал летописец Александра: «Подобных им нет ни в какой стране мира».
Наследницей массагетских скакунов стала лошадь Парфии, страны, образованной после смерти македонского завоевателя на месте бывшего персидского царства. В период наибольшего могущества Парфия была серьёзным соперником Древнего Рима и наносила ему с помощью своей конницы ощутимые удары. Парфянские или ниссейские кони (по столице Парфии – Ниссе), судя по многочисленным описаниям античных авторов, имели уже ярко выраженный ахалтекинский тип.
«Кони Ниссеи превосходят всех своей красотою. Это кони, достойные могущественных вождей, прекрасные с виду, мягко выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам, высоко несут они свою гордую голову и со славой реют в воздухе золотые их гривы» (Опиан, римский историк). Остаётся только добавить, что развалины Ниссы расположены в нескольких километрах от столицы современного ахалтекинского коневодства – Ашхабадского конного завода.
В VII – VIII веках в Среднюю Азию вторгаются арабы, захватившие уже Переднюю и Малую Азию. В числе их добычи особое значение представляли благородные среднеазиатские скакуны, которые позволили арабам создать свою сильную конницу и заложить основу собственного серьёзного разведения коней. До исламского периода верховым и боевым животным араба-бедуина был верблюд. Коран сохранил нам имена верблюдицы пророка, его мула, его осла, но не его лошади. Сказания о кобылах пророка, увы, не более чем позднейшие легенды.
Арабы, как и все последующие завоеватели, в первую очередь разграбили богатые и густонаселённые районы городов и плодородных долин. В то же время земли кочевников не представляли собой ничего заманчивого в глазах завоевателей, а борьба с кочевым населением, исчезавшим при появлении неприятеля, была затруднительна. Поэтому кочевым племенам – потомкам массагетов и парфян, объединенным ко времени распространения ислама под названием «туркмены», удалось сохранить ценнейший массив древней благородной среднеазиатской породы, а также коневодческие традиции.
На протяжении последнего тысячелетия всё азиатское коневодство складывалось под влиянием туркменских лошадей. Оно было так велико, что целый ряд известных в истории пород может рассматриваться как производные от туркменской. Это, прежде всего персидские и турецкие лошади, то есть лошади стран, соседних Туркмении. Много туркменских лошадей попадало и в Индию, в том числе и в новейшие времена. Так в 1905 – 1906 годах в эту страну было закуплено 214 ахалтекинских кобыл! В индийской породе «кахиавари» ахалтекинские черты, по моему мнению, являются преобладающими.
Подверглась повторному влиянию туркменских лошадей и арабская порода, особенно после переселения части туркменских племён на Ближний Восток. Под этим влиянием в арабской породе сформировался тип «муники» или «маанеги» (тип, но не линия или племя). Влияние туркменских лошадей на арабскую породу признали даже такие апологеты арабской лошади как К. Разван и Э. Шиле.
Выдающимся событием в истории мирового коннозаводства стало создание thoroughbred лошади. Почти все жеребцы и кобылы, послужившие основой для выведения этой породы, были восточного типа и происхождения. Их породную принадлежность сейчас невозможно установить, но очень многие из них были похожи на ахалтекинцев. Эта схожесть двух пород «вообще» поражала и поражает всех специалистов иппологов, впервые увидевших ахалтекинскую лошадь.
Попали ахалтекинские лошади и в другие страны Европы. Наибольшая память осталась о знаменитом Туркмен-Ати, сыгравшем такую большую роль в создании тракененской породы лошадей.
Мы знали бы об этом всём гораздо больше, если бы абсолютное большинство использованных в Европе «туркмен» не было скрыто под названием «восточная чистокровная» или «арабская».
Трудно переоценить роль и значение, которые имели туркменские лошади в коневодстве России, которых называли здесь тюркским словом «аргамак». С помощью ахалтекинцев были созданы донская, кабардинская, карабахская, карабаирская, русская верховая, орловская рысистая и другие породы. «Древние россияне любили сих лошадей безмерно… и потомкам надлежит оправдать их выбор» - писал в 1824 году первый русский иппологический еженедельник.
В мире нет более эффектной лошади, чем величественный ахалтекинец, гибкий и пружинистый, переливающийся золотом на солнце, плавно скользящий на рыси или стелющийся в галопе. Как писал знаменитый французский ипполог Е. Гайо: «Никакая лошадь не представляет такого сочетания длинных линий с такими видимыми признаками силы и высокой энергии. Европейцу он мог бы показаться слишком тонким и лёгким, но, внимательно присмотревшись к строению туркменского коня, находишь удивительную приспособленность к быстроте и сопротивлению. Какие рычаги, какие мускулы, сухожилия, ширина и объём сочленений!»
Голова у ахалтекинской лошади сухая и лёгкая с прямым профилем, глаза большие со своеобразным удлинённым разрезом. Уши длинные, прямо поставленные, часто серповидные и лирообразные. Шея длинная, высоко поставленная с широким длинным затылком, иногда с кадыком. Холка высокая, длинная, лопатка косая, грудь глубокая, но не широкая. Спина иногда удлинённая и мягковатая. Круп с длинной мускулатурой, часто спущенный. Ноги очень сухие, с выделяющимися сухожилиями и крепкими копытами. Величественная красота ахалтекинца подчёркивается тонкостью кожи, редкой гривой и хвостом, нарядностью масти, по разнообразию которой не может сравниться никакая другая порода. Особенно хороши золотисто-буланные, золотисто-соловые и золотисто-гнедые ахалтекинцы. Но не редки и другие масти – серая, вороная, рыжая, встречаются и изабелловые.
Из всех восточных пород ахалтекинские лошади издавна славились крупным ростом. Большинство выведенных в России в XIX веке жеребцов племени «теке» были крупнее 158 см в холке. Средние промеры современных ахалтекинцев у жеребцов 159-176-19,5 и у кобыл 158-176-19,3. Но это не предел генетических возможностей породы. При полном сохранении типа и других качеств чистокровный ахалтекинец может вырастать до 165 – 167 см в холке.
«Польза – вот лучшая красота туркменской лошади», - писал английский офицер Борне в середине XIX века. И действительно, примеры выносливости текинских лошадей очень впечатляющи.
Три ахалтекинских жеребца, подаренных хивинским ханом русскому генералу Ермолову были приведены из Хивы к Каспийскому морю на расстояние 1000 верст (1 верста = 1067 м) за семь дней, два дня из которых не видевши ни капли воды.
В 1935 году туркменские всадники прошли путь от Ашхабада до Москвы 4300 км за 84 дня. В 1988 году переход был повторён современными джигитами за 60 дней, но 3200 км.
Интересны результаты другого пробега, проведённого в 1945 году на дистанцию 500 км в г. Москве. В нём участвовали лошади восьми пород, в том числе арабской, донской, английской. Первое место занял ахалтекинец Тарлан, второе и третье – йомудские жеребцы Парахат и Кара Куш (Йомудская лошадь – это вторая порода Туркменистана, она близка по происхождению к ахалтекинцу, но разведение её было табунным, а отбор менее тщательным).
Пробеги всё более активно входят в современный конный спорт. Этот вид соревнований соответствует исторически сложившемуся характеру использования ахалтекинской лошади и должен приниматься во внимание в селекции.
Эволюция и искусственный отбор выработали у ахалтекинских лошадей наряду с выносливостью способность к исключительно резвому броску на короткой дистанции и способность быстро восстанавливать силы после напряжённой работы. Оценкой работоспособности ахалтекинской лошади всегда были скачки. В старые времена проводились они на короткую дистанцию, от 200 до 1000 метров, скакали на вызов по двое и победитель через полчаса снова готов был скакать. И так до 3 – 4 раз за день. Современные скачки проводятся по стандартной системе, принятой на ипподромах во всём мире на традиционных дистанциях от 1000 до 3200 метров и только в один гит. Скакать ахалтекинцы начинают в два года, кобылы скачут один – два сезона, а лучшие жеребцы и гораздо дольше. Испытания в скачках являются не главным критерием отбора, но очень важны в деле проверки сердца, лёгких, мускулатуры, связок, суставов и сухожилий. Никакой другой вид испытаний не даёт более точного ответа на эти вопросы.
«Спортивные» качества ахалтекинской породы – способность к выездке и прыжку, удивительно правильные, не утомительные для всадника движения были отмечены задолго до того, как спорт стал одним из ведущих направлений в коневодстве.
«…Они обладают поистине удивительными движениями, и размах ноги является очень большим… Широкие канавы берет эта лошадь незаметно для всадника…» (А. Вилькенс, 1885 год).
«Лошади с маху, настильно и почти незаметно для всадника берут огромные препятствия – дувалы, канавы и широкие арыки вместе со значительными валами насыпных берегов…» (В. П. Колосовский, 1910 год). Восхищённый ахалтекинскими лошадьми управляющий Тракененом фон Эттинген писал: «Они имеют хороший шаг (никогда иноходь) и легкие и приятные движения из всех конских пород мира».
Благодаря своим высоким качествам малочисленная, почти реликтовая ахалтекинская порода смогла выделить победителей в конноспортивных соревнованиях самого высокого ранга. В первую очередь это вороной Абсент, 1952 гола рождения, чистокровный ахалтекинец, чемпион по высшей школе верховой езды Римской олимпиады, бронзовый и серебряный призёр соответственно олимпиад в Токио и Мехико. Абсент – вершина спортивных достижений ахалтекинской породы, но не случайность. Ежегодно в соревнованиях по выездке и конкуру появляются клички текинских лошадей очень высокого уровня. Кроме того, имеются прекрасные результаты в спорте у текино-тракененских, текино-ганноверских, текино-латвийских и у текино-английских лошадей. Древнейшая в мире порода стала неотъемлемой частью в современном спортивном коневодстве.
Ахалтекинская лошадь была создана при подворном разведении. Самый богатый текинец не имел более пяти лошадей, содержание на покупной люцерне и ячмене стоило очень дорого. Но и самый бедный должен был иметь боевого жеребца. Основным занятием туркменского племени «теке» была война, либо в качестве наёмников, либо в самостоятельных «аламанах» (набегах) на соседние народы. «Встал утром – посмотри на отца, нет отца – посмотри на коня», - так определяли туркмены – теке роль лошади в своей жизни. Преданность и привязанность к одному человеку выработана у ахалтекинских лошадей веками селекции, что создаёт в наши дни некоторые проблемы. Но при правильном подходе и, главное, достатке моциона эти лошади очень добронравны. Как писал ещё в 1882 году русский полковник Арцишевский: «Они до того кротки, что на них могли бы ездить не совсем смелые дамы».
Хотя у текинцев не было своей письменности, но они тщательно вели родословные своих лошадей устно, передавая их из поколения в поколение. В отличие от арабов, туркмены большое значение придавали отцовской стороне родословной и ездили только на жеребцах. В ахалтекинском коневодстве с античных времён существовал индивидуальный подбор, в том числе с применением инбридинга. К прославленным производителям, а их знал каждый туркмен, маток вели за сотни вёрст, не считаясь с затратами. Иногда сам владелец жеребца разъезжал по аулам и предоставлял его в случку, как это было со знаменитым Бек Назаром и его жеребцом Бек Назар Дором.
После присоединения Туркмении к России в 1882 году ахалтекинское коневодство попало в тяжёлый кризис. Аламаны были прекращены, и выращивание породистого коня не оправдывало себя экономически. Найти свое место в новых условиях и сохраниться ахалтекинцу помогли энтузиазм туркменских коневодов, фанатично преданных своей породе, а также деятельность основанной в 1897 году Закаспийской случной конюшни, выросшей затем в Ашхабадский конный завод.
В 1926 – 1927 годах государственная зоотехническая комиссия под руководством К. И. Горелова тщательно осмотрела всех ахалтекинских лошадей и записала их происхождение, что позволило начать выпуск племенных книг. Как показало исследование К. И. Горелова, ахалтекинская порода оказалась буквально пропитанной кровью Бойноу, свыше 90% ахалтекинских лошадей были его прямыми потомками. Роль и значение этого выдающегося жеребца сравнимы с ролью и значением родоначальника породы. Золотисто–буланый Бойноу был небольшим, но удивительно породным жеребцом. Он беспроигрышно скакал и обладал низкими скользящими движениями – «ходил, как змея». В настоящее время из восемнадцати линий в породе к Бойноу восходят четырнадцать, каждая современная лошадь имеет в своей родословной не менее десяти раз его кличку.
В настоящее время ахалтекинских лошадей разводят во всём мире, но тем не менее порода является очень малочисленной, в маточном составе породы всего около 1200 кобыл.
А. Климук
ЧИСТОКРОВНАЯ АХАЛТЕКИНСКАЯ ЛОШАДЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИЕ ЧИСТОКРОВНЫЕ ПОРОДЫ
THE PURE BLOOD AKHAL-TEKE HORSE, AND HER INFLUENCE ON OTHER PURE BLOOD BREEDS
Ахалтекинская порода - это начало начал в культурном коннозаводстве мира. Её история также неповторима и самобытна, как неповторима и самобытна величественная красота туркменского аргамака.
Видимо даже дикий предок среднеазиатских лошадей заметно отличался от других видов, в том числе лошади Пржевальского и тарпана.
Сухой континентальный климат Южной Туркмении с малоснежными зимами, обширные пастбища с высокоценными травами в предгорьях Копетдага и постоянная угроза хищников способствовали формированию относительно крупной, быстрой лошади, менее способной к нажировке и, следовательно, менее неприхотливой.
Одомашнивание лошади в предгорьях и равнинах Туркмении произошло, вероятно, очень рано. Не исключено, однако, что индоиранские племена, переселившиеся в Туркмению привели с собой уже одомашненных лошадей более северного происхождения. Но в условиях Туркмении местная дикая форма лошади, благодаря более ценным для человека качествам, могла впоследствии вытеснить приведенных извне лошадей либо в результате повторного одомашнивания местной формы, либо в результате поглотительного скрещивания приведённых лошадей с местными. Отзвуком на эти далёкие события могут быть древние легенды о происхождении среднеазиатских лошадей, записанные в китайских и арабских летописях. По одной из них приведенной арабским географом Ибн - Хордабехом, лучшие среднеазиатские лошади произошли от дикого жеребца “Более высокого чем другие, от которого рождались жеребята крупные превосходные, красивые станом, “ объезженные, они “ словно летали между небом и землёй, послушные узде, лёгкие в беге.
Когда потомки среднеазиатских благородных коней появились в странах древних восточных цивилизаций: Египте, Ближнем Востоке и Индии, то, судя по сохранившимся описаниям и изображениям, они были сухими и стройными, с высоко поставленной шеей, легкой головой, в основном золотистых мастей. Ясно, что должны были пройти века, пока человек добился создания таких удивительных лошадей. Большинство античных источников подтверждают нам, что их родина - родина лучших лошадей Древнего мира, была в Средней Азии. Сначала лучшими в мире лошадьми по Геродоту владели массагеты, а затем парфяне.
Парфянские лошади часто назывались нисейскими по столице Парфянского царства Нисе, развалины которой расположены в нескольких километрах от нынешней столицы ахалтекинского коннозаводства - Ашхабадского конезавода им. С. Ниязова.
Древность происхождения ахалтекинской лошади была впервые раскрыта и доказана в России чуть более ста лет назад в работе проф. В. Фирсова “Туркестан и туркестанские породы лошадей”, вышедшей в “Журнале коннозаводства” в 1895 г. В. Санкт - Петербурге. Затем эта тема была развита в работах Браунера, Ковалевского, Афанасьева, Витта, Липпинга, Салихова, Белоногова, Ковалевской и других. Для коневодов в Советском Союзе давно стало аксиомой, что древнейшей в мире породой является ахалтекинец. К сожалению, их труды мало известны за границами СНГ. И часто странно бывает читать в зарубежных иппологических работах сначала перечисление всех известных фактов о знаменитых среднеазиатских лошадях древности, а затем вывод, что туркменская лошадь произошла от монгольского пони или, в лучшем случае, от арабской лошади.
Поэтому мы бы хотели более подробно остановиться на взаиМаккатношениях ахалтекинской лошади и других чистокровных пород лошадей, а также на причинах, позволивших ахалтекинцу сохраниться в чистоте.
Средняя Азия на протяжении тысячелетий являлась ареной борьбы разных племен и народов. Волны завоевателей приходили на эту землю с востока и запада, севера и юга. В первую очередь захватам и разграблениям подвергались большие города, центры торговли и ремесел. В тоже время борьба с воинственным кочевым или полукочевым населением была более затруднительна и не вознаграждалась столь богатой добычей. Безводные песчаные пустыни Туркмении, закрытые с одной стороны Каспийским морем, были всегда трудно проходимы. И это одна из причин, позволивших туркменским племенам сохранить при всех политических коллизиях в наибольшей чистоте ценнейший массив древних породистых лошадей Средней Азии, а также древние коневодческие традиции. Следует отметить, что выращивание лошадей в условиях Туркмении, особенно в пустынной зоне, стоит очень дорого. “Пока из жеребенка вырастет лошадь-хозяин превратится в худую собаку"- гласит туркменская пословица. В пустыне на подножном корме не вырастет не только ахалтекинец, но и привыкшая к суровым условиям казахская лошадь. Поэтому не было смысла заниматься пусть более неприхотливыми, но мелкими и менее резвыми лошадьми. Ведь по красоте, силе, резвости и выносливости с туркменскими лошадьми не могла выдержать сравнения никакая другая порода. Любое скрещивание привело бы к ухудшению качества лошадей, и было экономически невыгодно. Именно на этом основывались старинные туркменские традиции сохранения породы в чистоте. Лошади, разводимые всеми туркменскими племенами, были одного типа, экстерьера, характера работоспособности. По сути дела в древности это была одна порода. Но все же путешественники, посещавшие Туркмению, всегда отмечали, что самые чистые и лучшие лошади принадлежат к племени “Теке”. Подворное содержание, индивидуальный подбор, строгое отношение к чистоте происхождения способствовали тому, что ахалтекинская лошадь сохранилась как чистокровная туркменская порода. Табунная форма коневодства, меньшая строгость в отношении чистоты происхождения лошадей у других племен привели к формированию менее крупной, резвой и породистой лошади, хотя и менее требовательной к качеству ухода и корма.
Ахалтекинец всегда использовался, как улучшатель в коневодстве всей Туркмении, и многими выдающимися лошадьми владели туркмены из других племен. Великий производитель Бойноу принадлежал одно время туркмену из племени “Сарык”, мать знаменитого Меле-куша принадлежала туркмену из племени “Карадашлы”, знаменитый йомудский сердар Джунаид-Хан ездил на знаменитом производителе Меле-Хаджи-Нуре, отце и деде основателей линий в ахалтекинской породе - Топор-Бая и Еля.
Уже в античное время предки современных ахалтекинцев в результате войн и торговли стали улучшателями мирового коневодства. Персидский царь Камбиз, завоевавший с помощью массагетской коннице Египет, оставил часть ее в качестве оккупационных отрядов в завоеванной стране. Некоторые изображения египетских лошадей того времени поразительно напоминают современных ахалтекинцев. Не является ли донгольская порода, разводимая в Судане и Эфиопии, потомком этих приведенных в Египет и Нубию массагетских скакунов. Во всяком случае, те изображения и описания донгольской лошади, которые у нас имеются, поразительно напоминают лошадь ахалтекинскую и ничего общего не имеют с арабом.
Китайские императоры так же понимали кое-что в лошадях. За вожделенными “небесными” и “божественными” среднеазиатскими аргамаками “сыны неба” снаряжали впечатляющие военные экспедиции. Не отставали от китайцев и их северные соседи, ярчайшим тому свидетельством является находка в вечной мерзлоте алтайских Пазырыкских курганов останков золотистых боевых коней скифского вождя.
В то время как сообщениями о лошадях Ср. Азии заполнены все античные источники, они же молчат о существовании коневодства в Аравии. Геродот сообщает, что арабы, следовавшие в войске персидского царя Ксеркса, сидели не на лошадях, а на верблюдах. Ассирийскому царю Таглатфалласару, завоевавшую Аравию в 733 году до нашей эры, досталась добыча в виде верблюдов и рогатого скота, а о лошадях же ничего не упоминается. Умалчивает о лошадях и Сарданапал V, хваставшийся, что собрал все сокровища Аравии. И в более поздние времена в 26 году до н.э. римский писатель Страбон, сопрововждавший полководца Элия Галла в его походе в Аравию, не сообщает нам ничего об арабской лошади, хотя подробно говорит о лошадях других стран. Лошади в то время были уже известны в Аравии, они упоминаются в стихах арабских поэтов и в некоторых исторических сообщениях. Но видимо встречались они как редкость и завозились они зачастую из других стран. Так в 350 году н.э. император Констанций I послал в подарок в Йемен 200 каппадокийских лошадей. Такое положение сохранилось и ко времени зарождения ислама. Лошади играли первоначально незначительную роль в войске пророка Мохамеда. Во всем его войске в войне с корейшитами под Меккой было всего две лошади. Но очень скоро последователи пророка поняли преимущества лошади как боевого животного, особенно когда ислам стал выходить за пределы аравийского полуострова. Лошади, попадавшие в качестве военной добычи, позволили арабам заложить основы собственного разведения высококлассных лошадей. Значительную роль при этом сыграли лошади, захваченные в Ср. Азии. Интересно, что устные предания о лошадях пророка Мохамеда, собранные позднейшими арабскими иппологами Эль-Дамери и Абу-Бекр-ибн-Бедрам, сообщают нам о некоторых лошадях которым присущи характеристики скорее туркменской, а не собственно арабской породы. Среди них буланая кобыла Сабхах и соловый жеребец Эль-Вард, лошади мастей не встречающихся в арабской породе, но обычные для ахалтекинцев. Хотя арбы и увели с собой много ценнейших среднеазиатских лошадей, основной массив местной породы сохранился у туркмен, принявших ислам добровольно.
После вторжения в Туркмению монгольских завоевателей часть туркменских племен ушло на запад и осело в Малой Азии и на ближнем востоке. Приведенные туда туркменские лошади сыграли большую роль в коневодстве этих стран. В районах их распространения обычным стало скрещивание туркменских лошадей с уже сформировавшейся к тому времени арабской породой. По мнению крупнейших специалистов по арабской породе (К. Разван, Э. Шиле и др.) таким образом, возник тип муники, отличающийся от классического араба более крупным ростом, длинными угловатыми линиями экстерьера и лучшей резвостью. Многие из этих лошадей попали затем в Европу и легли в основу современного арабского коннозаводства. Могли в их числе быть и чистые туркменские кони. В качестве примера мы хотели бы привести серебристо серого жеребца Гомоуш-Борну, использованного в конном заводе Вайль и оставившего там хорошее потомство. Уже современники сомневались, что этот крупный (160 см в холке), чуть горбоносый жеребец с высоко поставленной шеей чистый араб. По нашему мнению это, несомненно, туркменская лошадь и видимо не единственная. Во всяком случае, есть свидетельства разведения туркменских лошадей в себе в Сирии вплоть до начала ХХ века. Отметил некоторые “ахалтекинские” черты в экстерьере сирийских арабских лошадей крупный российский специалист О.А. Балакшин и в наши дни. Не исключено, однако и попадание отдельных арабских лошадей в Туркмению. Их могли, к примеру, приводить паломники из Мекки. Теоретически туркмены очень высоко ценили арабскую породу. В туркменскую иппологическую лексику вошли арабские термины, например, бедев от арабского бедеви, асыл от арабского азиль и т.д., но практическое применение арабских лошадей в туркменском коневодстве вряд ли было возможно. Ведь по своим промерам и резвости арабские лошади всегда уступали ахалтекинским. В Закаспийской конюшне имелись арабские жеребцы производители, но никакого применения в Туркмении они не нашли. Упоминаемые некоторыми авторами факты привода в Туркмению большого количества арабских кобыл Тимуром и Надир шахом не подтверждаются при более пристальном рассмотрении.
Чрезвычайно трудно разделить по породам восточных лошадей использованных в Европе в первую очередь при выведении английской чистокровной породы. Согласно английским источникам в основном это были лошади трех пород арабской, турецкой и берберийской. Очень многие авторы за рубежом ранее и теперь считали и считают наибольший вклад арабской. Автоматически в арабы записываются и турецкие лошади, а о туркменских лошадях, как правило, умалчивают. А между тем, не с одной породой английская лошадь не имеет такого близкого экстерьерного сходства как с ахалтекинцем. Все европейские путешественники, посещавшие Туркмению в XIX, в начале ХХ веков неизменно удивлялись и поражались этим сходством. Удивительное сходство с ахалтекинцем наблюдается и у большинства сохранившихся портретов восточных лошадей, участвовавших в создании чистокровной английской породы, в том числе у двоих из трех родоначальников - Дарлей Арабиана и Беерлей Тёрка. Конечно, точную породную принадлежность их сейчас мы уже не установим, но факт их сходства с лошадью туркменской остается фактом. К тому же двое из жеребцов, оставивших по боковым ветвям родословной значительный след в английской породе были буланый (Дан Арабиан) и соловый (Дарсиз Йеллоу Тёрк). По проведенным профессором Белоноговым М.И. краниологическим и остеологическим исследованиям и по ныне наблюдается поразительное сходство между современными ахалтекинской и английской породами. На эту же мысль невольно наталкиваешься, сравнивая старые английскую и туркменскую системы тренинга и испытаний скаковых лошадей. Это и работа под попонами, многогитовые скачки, ранняя заездка молодняка и некоторые другие элементы. Ничего подобного у арабов не встречалось и могло прийти в Англию вместе с сопровождавшими лошадей туркменскими тренерами. Тут надо уточнить взаиМаккатношения турецкой и туркменской пород лошадей. Будучи потомками туркменских племён, турки первоначально имели и настоящих туркменских лошадей. Об этом писал в свое время Марко Поло. Датский путешественник Карстен-Нибур, посетивший Аравию и Турцию в конце ХVIII века, писал: ”Турки очень не высоко ценят арабских лошадей, предпочитая иметь под седлом высоких статных коней, которые в пышном уборе оставляют величественн
ое впечатление”. Вплоть до начала ХХ века лучшими лошадьми на султанской конюшне в Стамбуле по свидетельству европейских путешественников были выводимые из Туркмении ахалтекинские аргамаки.
Таким образом, являясь древнейшей в мире чистокровной породой, туркменская ахалтекинская лошадь участвовала в создании двух других чистокровных пород арабской и английской.
Статус чистокровной налагает особые обязательства на коневодов, разводящих эту породу. Идеальный племенной учет, строжайшая проверка происхождения и регулярное издание племенных книг необходимый минимум селекционно-племенных мероприятий.
Наши предшественники сумели сохранить прекраснейшую ахалтекинскую лошадь для нас, можно лишь гордиться теми результатами, которые были достигнуты коневодами Туркмении, России и Казахстана в тесном взаимодействии друг с другом. Хотелось бы, чтобы на нас это не прекратилось.