Форма входа
Мини чат
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Пробеги с ограниченной скоростью. Что это такое?
10:18
Пробеги с ограниченной скоростью. Что это такое?

Пробеги с ограниченной скоростью. Что это такое?

М. Гопка


С 2009 года введены новые международные правила ФЕИ по пробегам, а с 2010 года Украина

будет проводить пробеги по Украинским национальным правилам по дистанционным конным пробегам. 


В этих правилах предусмотрен для лошадей и всадников подготовительный (начальный) уровень,

расчитанный на несколько лет, и ограничения скорости движения на пробегах. 


Для чего ввели ограничения скорости


Ни для кого из уже выступавших спортсменов в этом виде не секрет, что пробеги - вид сложный,

и для неподготовленной лошади травмоопасен. Подготовка лошади длится минимум 2 года. Высокая

резвость для лошади, особенно молодой, в начале её пробежной карьеры в течение этих 2-х

лет может стать фатальной. Но лошадь нужно приучать к соревнованиям, в соревновательной

обстановке выявляя её сильные и слабые стороны. Соревнования - это часть подготовки. 


Ограничения скорости ввели, чтобы уберечь лошадей от ненужных травм в течении первых лет их

карьеры. 

А всадники должны научиться чувствовать и контролировать скорость своей лошади на

тренировках и соревнованиях. И хорошо знать возможности своей лошади. Чтобы после прохождения

лошадью начального уровня и снятия ограничений ехать на соревнованиях не быстрее, чем может

лошадь без угрозы для здоровья на данный момент. 

Ограничения скорости введены во многих европейских странах уже давно. Особенно преуспела

в этом Франция. И добилась в этом виде очень больших успехов - на сегодняшний день в

мировом рейтинге ФЕИ среди самых результативных пробежников немало французских всадников.

Пробежные лошади, выращенные и тренированные во Франции - одни из самых успешных на мировай

арене.

Во Франции пробеги с ограниченной скоростью превратились в почти отдельный вид и очень

популярны, проводятся часто и с большим количеством участников. Все небольшие дистанции, до 80

км, проводят с оганичением скорости. Лошади на таких соревнованиях меньше устают, можно

стартовать чаще, быстрее набраться опыта.


Как рассчитать скорость на маршруте


На самом деле пробеги с ограничением скорости не такое простое дело .

На таких пробегах тоже определяется победитель и призёры, и чтобы занять призовое место или победить,

нельзя ехать наобум, нужно научиться контролировать свою скорость по трассе, ехать с умом, одним словом:) 

Победа в большой степени зависит от всадника, а резвость лошади играет не самую главную роль. Тут

больше ценны восстановительные качества лошади. 


На пробегах с ограничением скорости нужен график расчёта скорости, составленный заранее, чтобы

проехать нужную дистанцию с нужным временем, и чтобы скорость прохождения была как можно больше

приближена к той, которая в положении соревнования обозначена как максимальная. 


Перед тем, как ехать на соревнования, нужно отработать езду по графику времени дома.

Для этого нужен измеренный маршрут тренировки, где обозначены километры. Это может быть какой-то

небольшой (два-три километра) участок. Километраж можно измерить с помощью машины и спидометра,

или JPSом - последним это будет более точно. Для удобства можно границу каждого километра

обозначить - например, пластиковой бутылкой, надетой на воткнутую в землю палку, лентами, краской

на деревьях. 


Если удастся, лучше, конечно, промерять и обозначить каждый километр многокилометровых тренировочных

кругов, желательно, чтобы на такой трассе были участки разного грунта и рельефа. 


Карта этого маршрута не помешает. Её можно нарисовать от руки, а можно сделать в программе Google Earth

или Яндекс-картах со спутникового снимка нужной местности, главное разобраться, где нужные дороги

находятся на снимке  

В этой же программе можно промерять километры специальной встроенной линейкой и обозначить их на

карте метками. 


Должно выйти примерно так:

Если удастся сделать такую карту маршрута, тренироваться по ней к соревнованиям будет намного легче.

Но это ещё не всё. На тренировках и особенно - на соревнованиях двигаться по маршруту нужно с поправкой

на рельеф местности. Лошадь желательно тренировать с пульсомером, чтобы видеть её пульс, так сказать,

в процессе. Пульсомер можно использовать как лошадиный, так и человеческий, человеческий - это обычно

JPS с датчиком пульса, он заодно и скорость показывает.


Двигаться по маршруту на соревнованиях, кроме контроля скорости, нужно как можно ровнее - чтобы пульс

был примерно одного значения, без скачков. Следует всегда помнить, что в гору нужно ехать медленнее,

особенно по длинным тягунам, даже если они с небольшим уклоном. Время, потраченное на их прохождение

в замедленном темпе, надо компенсировать более быстрой ездой на ровных участках. С пульсомером

определить оптимальную скорость движения в гору проще - двигаться нужно так, чтобы значения пульса

не превышало предполагаемой границы, а она, например, 80-100 уд/мин. Если гора крутая, и на рыси

пульс, например, поднимается выше намеченных 100 уд/мин, нужно переходить на шаг, иначе лошадь

устанет, что может сказаться на её восстановлении после финиша.

При движении вверх в гору или по тягуну с лошади можно слезть - ей будет значительно легче. Желательно

и водой её после прохождения горы полить для освежения. Вообще лошадь нужно на пробеге поливать

водой как можно чаще, ей будет легче бежать. Перед соревнованиями нужно заранее продумать, где расположить

помощников, подающих бутылки с водой, это помимо "пункта воды".

 

Если горки на маршруте небольшие, да ещё и идут после спусков, скорость можно не сбавлять - лошадь будет

проходить такую "стиральную доску" по инерции. 


Составить график прохождения рельефной трассы гораздо проще, имея на руках график её рельефа.

Его можно сделать, используя всё ту же программу Google Earth с уже проложенным маршрутом. Наведение курсора

на любую точку на карте автоматически показывает высоту над уровнем моря. Можно промерять дистанцию и

обозначить повышение или понижение рельефа.

Ну вот, с картой с обозначенными километрами, с метками на реальной трассе и с графиком рельефа можно

начинать тренироваться:)

 

Например, надо отработать прохождение дистанции с средней скоростью 15 км/ч. Казалось, чего бы

проще. Особенно имея на руке JPS, показывающий скорость. Набрать нужную и поддерживать. Если трасса

ровная, без перепадов высот, в принципе, так можно сделать. Но если ехать так по пересечённому

рельефу, ориентируясь только по скорости, можно получить скачущий "рваный пульс" и быстро измотать лошадь. 


А можно скорость расчитать заранее. Формула, по которой определяют среднюю скорость:


Длина фазы пробега в километрах / время прохождения фазы в секундах Х 3600


Например, если двигаться со скоростью 15 км/ч, то 1 километр надо проходить за 4 минуты. Но, если от

старта идёт ровный участок с хорошим грунтом, а за ним следует участок плохой дороги или тягун, можно

ехать первый участок быстрее 15 км/ч, а второй - медленее. 

Расчёт скорости позволит пройти дистанцию с нужной средней скоростью, уложившись в нужное время.


На дистанции на каждой следующе отметке нужно заранее знать, в какое время вы должны уложиться,

когда её проезжаете. Если едете быстрее графика - нужно немного замедлиться, если медленнее - ускориться. 

Троеборцы с такими графиками давно знакомы - они по ним ездят контрольные галопы. Троеборцы мне

запомнились исписанными ручкой руками выше запястий - так они возили намеченный график с собой 

Исписанные руки можно заменить приклеенным скотчем бейджиком с вставленным в него графиком.

После финиша


Проехать с хорошим временем - это ещё полдела. Надо пройти все ветеринарные осмотры. Если пробег

проводится в 2 фазы (с промежуточным стартом-финишем и отдыхом между фазами), то время на

прохождение промежуточного ветконтроля - 20 минут. Время восстановления (это время от финиша до

пересечения ветеринарных ворот) на пробегах с ограничением скорости не учитывают, и среднюю

скорость скорость считают по времени, потраченному всадником от старта до финиша этапа. Нужно просто

уложиться в 20 минут и за это время пройти ветконтроль, а на 5-й или 18-й минуте - не важно.

На промежуточном ветконтроле даётся 2 попытки его прохождения.


После пересечения финиша нужно взять у хронометриста на старте-финише карту времени, где

указаны время старта, время пересечения финиша и предельное время подачи на ветконтроль.

После прохождения промежуточного ветконтроля на этой карте дописывают время следующего финиша.

Эта карта остаётся у участника на руках, её потом можно сверить с итоговым протоколом, самостоятельно

посчитать свою скорость.

На каждого участника пробега заводится индивидуальная ветеринарная карта, которая хранится на ПВК

и в ней отмечаются все осмотры лошади - предстартовый и после каждой фазы пробега, осмотр перед

погрузкой и отъездом.


На промежуточном ветконтроле важен проходной пульс - не выше 64 уд/мин и остальные показатели

(дегидратация, перистальтика и т.д.). Если движение по дистанции было правильным, без рывков,

то с восстановлением в течении отпущенных 20 минут не должно возникнуть никаких осложнений. 

Главное на промежуточном ветосмотре - получить разрешение на продолжение дистанции. 


После прохождения ветконтроля и перед стартом следующей фазы лошади положен 40-минутный отдых.

Тут нужно сделать всё, чтобы лошадь полноценно отдохнула, поела, попила воды. Из еды лошади можно

дать хорошего сена, желательно порезанного сечкой, заранее замоченный свеловичный жом, порезанные

яблоки, морковку, траву. 

Лошадь надо защитить от солнца/ветра/дождя, в общем, позаботиться о ней наилучшим образом. К концу

времени, отпущенному на отдых, нужно неспешно подготовиться к старту следующей фазы. 


После финишной фазы пробега на восстановление даётся уже 30 минут и только одна попытка

прохождения ветконтроля.

Эти 30 минут нужно посвятить тому, чтобы лошадь почувствовала себя как можно более комфортно.

Потому что значение пульса на финишном ветконтроле вставляется в формулу, по которой считается

количество очков. Чем ниже значение пульса и удачнее прохождение трассы - тем больше шансов победить. 


Расчёт количества очков делается по формуле: 

(( фактическая скорость лошади Х 2) - минимальная скорость пробега) Х 100 / пульс лошади на финальном ветконтроле 


Фактическая скорость лошади - это средняя скорость прохождения дистанции, если дистанция состоит из

нескольких фаз, считается средняя скорость проходжения всех фаз. 

Ограничение скорости касается каждой фазы. Если скорость превышена и всадник пересёк финиш раньше,

он будет снят. 


Минимальная скорость пробега - та, что указана как минимальная в положении для этой дистанции.

Пульс лошади на финальном ветконтроле - фактическое значение пульса на финальном ветконтроле.


Пульс на финальном ветконтроле желательно должен быть как можно ниже. Для этого нужна вода и

слаженные действия всей команды.

Кроме пульса не нужно забывать и о остальных параметрах, по которым оценивают состояние лошади.

Лошадь после финиша нужно напоить, чтобы у неё не было обезвоживания, покормить, замыть-зачистить.


  

Создать ей как можно больше комфорта, чтобы лошадь к моменту прохождения финишного ветконтроля как можно лучше восстановилась.


 

Удачи на соревнованиях!

Категория: Статьи | Просмотров: 1670 | Добавил: oazis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш опрос
Каким видом конного спорта Вы занимаетесь?
Всего ответов: 318
Друзья Сайта
Сайт любителей лошадей ЛОШАДКА. Всё, что связанно с лошадьми и конным спортом, новости, статьи, фоторепортажи, календарь соревнований. Здесь же – обои с лошадьми, приколы, форум для общения Конный дворик. Статьи о лошадях. Консультации по конному спорту.